Какой первый российский самолет реально летал - Можайского или Кудашева ?
Рассказы о том, что самолет Можайского якобы поднимался в воздух, в конце 1940-х - начале 1950-х годов попали на благодатную почву советской исторической науки "эпохи борьбы с космополитизмом" и превратились в публикации, в которых "доказывалось", что Можайский является создателем первого в мире летавшего самолета и, вообще, основоположником мировой авиации. Тогда же для большей достоверности было придумано и имя испытателя самолета (Голубев). С середины 1950-х годов развитие науки в СССР вернулось в нормальное русло, однако многие историки авиации продолжали считать, что самолет Можайского все же отделялся от земли на короткое время во время испытаний. Чтобы выяснить истину, в конце 1970-х годов в Центральном аэрогидродинамическом институте в Москве была выполнена большая экспериментальная работа - по возможности точно восстановлены весовые и геометрические параметры самолета Можайского, изготовлена продувочная модель аппарата в масштабе 1:20 и проведена серия испытаний в аэродинамической трубе. Вывод был однозначным: самолет Можайского имел втрое меньшую мощность, чем требовалось для горизонтального полета. Теоретически отрыв от земли был возможен только при разбеге под уклон более чем 9 градусов, однако не имеется никаких документов об использовании Можайским этого приема.
Самолет А. ф. Можайского при одном из испытаний отделился от земли, но после взлета накренился на бок и поломал крыло. Так произошло событие большого исторического значения — самолет с человеком на борту впервые в мире совершил взлет. Подробности этого события, как и фамилия испытателя а, к сожалению, неизвестны. Несомненно, отрыву самолета от земли способствовали некоторые обстоятельства. К их числу могут относиться успешное выполнение разбега самолета по наклонным взлетным рельсам (без чего взлет был невозможен из-за малой энерговооруженности), положительное влияние близости земли (“воздушная подушка”), форсирование на взлете паровой машины, установленной на самолете, встречный порыв ветра при разбеге, который был равносилен кратковременному увеличению скорости движения самолета. Что же касается причины неудачного окончания взлета, то она заключалась в потере скорости самолетом после отделения от земли. В этом положении при отсутствии запаса мощности аппарат свалился на крыло и поломал его.
Кстати, первым российским самолетом (реально летавшим) был биплан Кудашева (“Кудашев-1”) — ферменный биплан с передним рулем высоты и хвостовым оперением — стабилизатором и рулем направления (см. рис). Двигатель “Анзани” в 35 л. с. с тянущим винтом был установлен над передней кромкой нижнего крыла. Передние фермы, несущие руль высоты, переходили в полозья низкого шасси, к которым крепилась ось с колесами. Под хвостом было третье колесо. Крылья — двухлонжеронные одинакового размаха, но у верхних, несших элероны, длина хорды на 0,2 м больше. Каркас самолета был сделан из сосновых брусков и реек. Стойки коробки крыльев и стержни ферм имели круглое сечение. Обтяжка — прорезиненное полотно. На этом самолете А. С. Кудашев 23 мая 1910 г. совершил полноценный полет на несколько десятков метров в длину, первый в России. Официально он зарегистрирован не был, так как выполнялся без предупреждения.