serghey » Чт авг 10, 2006 12:33 am
Фотосинтез - это химический процесс, с которым знаком каждый, кто ходил в школу. Однако большинство людей не понимают, насколько важен этот процесс для жизни на Земле и как загадочно он протекает.
Сначала давайте вспомним, что мы учили в школе по химии и посмотрим на формулу реакции фотосинтеза:
6 H2O +6 CO2+солнечный свет -> C6H12O6 +6 O2 +глюкоза
Если перевести эту формулу в слова, она будет звучать так: вода, углекислый газ и солнечный свет производят глюкозу и кислород. В более точном выражении происходит следующая химическая реакция, осуществляемая с помощью энергии Солнца: шесть молекул воды вступают в реакцию с шестью молекулами углекислого газа (CO2).В результате реакции получается одна молекула глюкозы (C6H12O6), простого сахара, основного элемента питания и энергии, и шесть молекул кислорода.
Хотя эта реакция может показаться простой, она чрезвычайно сложна и протекает лишь в одном месте:
в растениях, которые производят глюкозу для всех живых существ на Земле.
Травоядные животные поедают растения, а всеядные - растения и/или других животных. Человек не составляет исключение: мы получаем энергию из пищи, которую едим и которая образуется из того же источника. Каждое съеденное яблоко, картофелина, шоколад или кусок мяса снабжают нас энергией, идущей от солнца.
Фотосинтез важен и по другой причине. В результате реакции кроме глюкозы образуются также шесть молекул кислорода. Иными словами, растения постоянно очищают атмосферу, которая непрерывно загрязняется дышащими воздухом людьми и животными, получающими энергию в результате сгорания кислорода и выделения углекислого газа. Если бы растения не выделяли кислород, мы бы использовали весь кислород атмосферы, и это был бы конец всему. Но растения постоянно пополняют запасы кислорода в атмосфере.
Без фотосинтеза невозможна жизнь растений, а без растений не существовало бы ни человека, ни животных. Эта удивительная химическая реакция, которая никогда не была проведена в лабораторных условиях, осуществляется повсюду в природе: в каждой травинке, на которую вы наступаете, в каждом дереве, которое вы, возможно, даже не замечаете. Когда-то эта реакция протекала и в овощах, находящихся сейчас на вашем обеденном столе, и она представляет собой один из основополагающих процессов жизни.
Реакция фотосинтеза абсолютно совершенна по замыслу. Когда мы ее изучаем, мы не можем не заметить, насколько идеально сбалансированы процессы фотосинтеза в растениях и потребление энергии при дыхании. Растения снабжают мир глюкозой и кислородом. При дыхании кислород способствует сжиганию глюкозы в клетках, в результате чего образуется энергия, а также выделяются углекислый газ и вода, которые растения используют для нового производства глюкозы и кислорода. Этот цикл, называемый "углеродным", осуществляется постоянно и управляется энергией Солнца.
Чтобы понять, насколько совершенен этот цикл, достаточно обратить внимание на один из его элементов: солнечный свет.
В начале главы мы уже говорили о том, что солнечное излучение составлено из компонентов, создающих возможность существования жизни на Земле. Возможно ли, чтобы солнечный свет был сотворен также с учетом условий, необходимых для фотосинтеза? Обладают ли растения необходимой изменчивостью, чтобы совершать эту реакцию независимо от того, какого рода свет они получают?
Вот что пишет об этом американский астроном Джордж Гринштайн в книге "Симбиотическая Вселенная":
"Фотосинтез совершается в молекулах хлорофилла... Механизм фотосинтеза запускается при поглощении солнечного света молекулами хлорофилла. Но, чтобы это случилось, свет должен быть необходимого цвета. Если свет будет не того цвета, ничего не получится.
Эти диаграммы демонстрируют удивительное соответствие солнечного света и хлорофилла. На верхнем чертеже представлен состав излучаемого солнцем света, на чертеже внизу - световое излучение, необходимое для протекания фотосинтеза. На обоих чертежах красные линии абсолютно идентичны, что подтверждает совершенство Божественного плана: видимый свет, составляющий большую часть лучистой энергии Солнца, идеально соответствует требованиям фотосинтеза
Хорошее сравнение - телевизор. Чтобы телевизор принимал нужный канал, он должен быть настроен на этот канал. Если вы не так настроите телевизор, изображения не будет. То же самое с фотосинтезом. Если следовать нашему примеру, Солнце действует как передатчик, а молекула хлорофилла как принимающий телевизор. Если эта молекула и Солнце не настроены правильно по отношению друг к другу в плане цвета, фотосинтез не произойдет. Однако оказывается, что цвет солнечного света выбран абсолютно правильно".70.
Выше мы уже отмечали ошибочность идеи адаптации, т.е. приспосабливаемости всего живого к условиям жизни. Сторонники теории эволюции считают, что, "если бы условия были другими, жизнь также развивалась бы в полной гармонии с ними". Применительно к фотосинтезу можно сказать, что, если бы солнечный свет был другим, растения приспособились и развивались бы в соответствии с ним. Но это совершенно невозможно.
Поддерживая теорию эволюции, Джордж Гринштайн, тем не менее, признает: "Можно подумать, что здесь действовали определенные процессы адаптации: приспосабливание растительной жизни к свойствам солнечного света.
Действительно, если бы Солнце имело другую температуру, могла ли какая-нибудь другая молекула, настроенная на поглощение света другого цвета, занять место хлорофилла? Удивительно, но ответ отрицательный, потому что в достаточно широком диапазоне все молекулы поглощают свет одинаковых цветов. Поглощение света приводит к возбуждению электронов и переходу их на более высокий энергетический уровень. То же самое происходит в любых молекулах.
Более того, свет состоит из фотонов с определенными энергетическими свойствами, и фотоны с другими свойствами просто не смогут поглощаться. В реальности положение дел таково, что физика звезд и физика молекул находятся в гармонии друг с другом. Без этой подгонки жизнь была бы невозможна" 71
То, о чем говорит Гринштайн, кратко можно изложить так: растения могут осуществлять фотосинтез только в узком диапазоне длины световых волн. И этот диапазон точно соответствует качеству света, посылаемому нам Солнцем. Гармония звездной и молекулярной физики, на которую указывает Гринштайн, настолько совершенна, что она не может быть результатом случая, равного 1/1025. Столь совершенная гармония убедительное свидетельство особого замысла.
Есть только один Творец, Властелин звездного света и молекул растений, сотворивший эту гармонию, как и сказано в Коране:
"И Он - Аллах, Творец (Вселенной), Создатель (совершенного покоя в ней), Образователь (высших форм и видов), - к Нему - прекраснейшие имена восходят, и все, что в небесах и на земле, хвалу и славу воздает Аллаху, (Кто безгранично) Мудр и Велик!" (Коран, 59:24).
Мы видели, что свет, приходящий к нам от Солнца, состоит из трех узких полос электромагнитного спектра:
1. Инфракрасные лучи, согревающие Землю, длина волн которых больше видимого света.
2. Небольшое количество ультрафиолетовых лучей, длина волн которых короче видимого света и которые необходимы для синтеза витамина D и других элементов.
3. Видимый свет, который позволяет нам видеть и поддерживает фотосинтез в растениях.
Видимый свет важен не только для фотосинтеза, но и для зрения, поскольку живой глаз не способен воспринимать ни одну из фракций спектра, за исключением этого света и очень малой его части, располагающейся рядом с до-инфракрасными лучами.
Чтобы объяснить, почему это так, мы сначала должны понять, как осуществляется процесс зрения. Частицы света - "протоны" - проходят через зрачок глаза и попадают на поверхность сетчатки, расположенной в глубине глаза. Сетчатка состоит из светочувствительных клеток, степень чувствительности которых настолько велика, что они реагируют, даже если на них попадает один протон. Энергия протона активирует сложную молекулу - родопсин, - в больших количествах содержащуюся в клетках сетчатки. Родопсин в свою очередь вызывает возбуждение других клеток.72 В результате вырабатывается электрический ток, который передается в мозг и вызывает возбуждение зрительного нерва.
Необходимое условие работы этой системы состоит в способности клеток сетчатки распознавать момент попадания на нее протона. Для того, чтобы это произошло, протон должен обладать необходимым запасом энергии: если он будет слишком большим или слишком маленьким, родопсин не синтезируется. Изменение размера глаза ничего не даст: здесь важно правильное соотношение размера клетки и длины волны входящего в нее протона.
Создание живого глаза, способного видеть другие участки электромагнитного спектра, невозможно в мире, жизнь которого основана на углероде. В книге "Предназначение природы" Майкл Дентон пишет, что живой глаз может видеть только в пределах диапазона видимого света. Теоретически можно создать другие модели глаза, но ни одна из них не в состоянии дать глазу возможность видеть другие участки спектра. Дентон объясняет, почему:
"Ультрафиолетовые, рентгеновские и гамма-лучи обладают слишком высокой энергией и слишком разрушительны для глаза, в то время как инфракрасные лучи и радиоволны слишком слабы, обладая очень малой энергией. Они не обнаруживаются при взаимодействии с материей. Поэтому оказывается, что по ряду причин воспринимаемый зрением участок электромагнитного спектра - это участок, превосходно приспособленный для биологического зрения и особенно для состоящей из многих частей камеры глаза позвоночных, структура и размер которого близок к глазу человека".73
Давайте остановимся и еще раз подумаем о том, что было сказано: солнечная энергия с очень узким диапазоном (в 1/1025 электромагнитного спектра) была создана столь совершенно, что она способна согревать мир, поддерживать жизненные функции сложных организмов, осуществлять фотосинтез и давать земным существам возможность видеть.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.