Если до сих пор самой старой жительницей Земли признавалась 116-летняя американка Элизабет Болден из Мемфиса (штат Теннесси), то теперь, как оказалось, на это звание с полным правом претендует жительница Дагестана.
Ее зовут Сархат Рашидова, она - жительница горного аула Верхний Зидьян в Дагестане. Сархат Ибрагимовна, судя по ее паспорту, старше американки на целых 15 лет - дата ее рождения 1875 год. В Книгу рекордов Гиннесса может быть внесена важная поправка.
Подтверждением ее возраста является паспорт, выданный Дербентским РОВД три года назад. Начальник милиции общественной безопасности Дербентского района Магарам Нурмагомедов рассказал, как этот паспорт попал к нему в руки. "В 2003 году мы меняли старые документы на новые. И вот приносят мне этот паспорт - нет ли ошибки. Сначала я не поверил. Я знал, что она старая. Я знаю ее уже лет сорок, и всегда она была такой. Внешне не менялась. Но не знал, что ей столько лет!"
Когда-то в Верхнем Зидьяне, одном из самых старых селений Дербентского района, жили более тысячи человек. Сейчас осталось всего несколько семей. Среди них и "бабуля Сархат", как ее здесь ласково называют. Уже более полувека она живет одна: второй муж умер еще в 50-х годах. Сейчас ей помогают внуки и правнуки супруга: своих детей у Сархат Ибрагимовны не было. Каждый день навещают соседи: кто комнату приберет, кто еду приготовит.
Сархат живет в небольшом саманном доме с покосившимся забором из прутьев. Чтобы попасть во двор, надо очень сильно постараться. Но бабушке Сархат это ничуть не мешает: во-первых, она очень редко выходит за пределы своего жилища, во-вторых, годы согнули ее так, что ей не нужно наклоняться. Однако старушке удается содержать свое хозяйство в чистоте и порядке, несмотря на ее возраст - 131 год.
В чем секрет долголетия, бабушка и сама не знает. Говорит, что за всю свою долгую жизнь ни разу не болела, не пила никаких лекарств. А может быть, дело в наследственности: "У нас были в роду долгожители, дед дожил до ста лет. Да и муж мой тоже долго жил", - рассказывает НИ Сархат Ибрагимовна. На вопрос, знает ли она, кто был правителем, когда она родилась, Сархат Ибрагимовна улыбнулась и покрутила пальцем у виска - ничего не помнит.
Несколько раз родственники пытались увезти бабушку к себе в Дагестанские Огни - и каждый раз она возвращалась. "Самое большее, - говорит Сархат Рашидова, - смогла прожить в городе месяц. Не мое это".
Утро Сархат начинает с молитвы. Потом кормит кур, завтракает, хлопочет по дому. В комнатке полный порядок: посуда накрыта чистым полотенцем, стираное белье лежит аккуратной стопкой. Сархат все переживала при появлении журналистов, достаточно ли хорошо она выглядит, и все порывалась переодеться в более нарядную одежду. Предложила выпить чаю, а соседскую девочку, заглянувшую в дом, угостила конфетами.
Глава села Верхний Зидьян Илимдар Рамазанов говорит о ней: "Сколько ее помню, всегда была гостеприимная, добрая. Когда мы еще мальчишками приходили к ней, угощала нас. Да и воздух здесь чистый, вода родниковая, здесь все натуральное, может быть, в этом все и дело".